Вы находитесь здесь:
Издательская аннотация в читательском восприятии
Т. И. Стексова, М. В. Праско
Библиосфера. — 2014. — № 4. — С. 91-94..
Аннотация:
Статья посвящена жанру издательской аннотации. Рассмотрены требования ГОСТа 7.86-2003 к аннотации и при¬меры реальных аннотаций. Для выявления причин их несоответствия исследовалось читательское восприятие издательских аннотаций. Проводилось анкетирование группы читателей из 98 человек, среди которых были люди со средним, неполным высшим и высшим образованием. Им было предложено ответить на ряд вопросов.
Результаты анализа полученных ответов были подкреплены отзывами читателей на различных сайтах интернет-магазинов, что позволило заключить: чаще всего читатели не согласны с жанровым определением аннотаций, считают, что аннотации неадекватно отражают содержание книги.
Для выявления причины несовпадения авторского/издательского замысла и читательского восприятия был проведен еще один опрос. Покупателям в книжном магазине предлагалось прочитать конкретную аннотацию и ответить на ряд вопросов. Анализировались коммуникативные ситуации, обусловившие несовпадение читательских ожиданий и авторского замысла. Более существенной представляется коммуникативная ситуация, при которой несовпадение авторского замысла и понимания его адресатом обусловлено особенностями типа организации индивидуального сознания реципиентов.
Ключевые слова: жанр, аннотация, читатель, восприятие, адресат.
Литература
Литература
1. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоцио¬психологии. – М. : Наука, 1984. – 232 с.
2. Залевская А. А. Слово. Текст : психолингвист. исслед. : избр. тр. – М. : Гнозис, 2005. – 542 с.
3. Рубакин Н. А. Библиологическая психология и литературоведение: Доклад обществу любителей российской словесности, читанный 11 мая 1927 г. в Москве // Литературный текст: проблемы и методы исследования. – Калинин : Калинин. гос. ун-т, 1987. – С. 136–165.