Вы находитесь здесь:
Новый формат итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»: технология разработки
Г. М. Брагина, А. Ш. Меркулова
Библиосфера. — 2015. — № 4. — С. 13-20
Аннотация
Представлен опыт разработки формата государственной итоговой аттестации (ГИА) бакалавров по на-правлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств (КемГУКИ). Отмечено, что требования ФГОС ВПО третьего поколения показывают необходимость ряда нововведений в организации и в проведении ГИА бакалавров,
в частности, оценку качества их профессиональной подготовки на основе компетентностного подхода как интегрального результата освоения образовательной программы. Государственная итоговая аттестация бакалавров выпускников КемГУКИ включает государственный междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. Компоненты бакалаврской работы, требования к ее структуре, алгоритм выполнения, правила оформления и представления закреплены в стандарте университета «Выпускные квалификационные работы». Обозначены основные проблемы разработки нового формата государственного междисциплинарного экзамена (ГМЭ), связанные с требованиями предметно-деятельностного подхода и интегративности учебного материала. Охарактеризованы этапы технологии проектирования ГМЭ с использованием методов агрегирования, декомпозиции, таксономического анализа. В результате: выделены ведущие компетенции, соотнесенные с видами профессиональной деятельности бакалавра; определен состав дисциплин, выносимых на ГМЭ; сформирован банк заданий для экзамена (теоретические вопросы и практико-ориентированные задания) с определением шкалы их оценивания и единого макета их оформления; сформирован фонд оценочных средств ГМЭ; определены технические и эргономические условия его проведения. Новым элементом государственной итоговой аттестации бакалавров представлена также матрица ГИА, которая включает: компетенции, выносимые на ГИА по видам деятельности бакалавра; перечни дисциплин, теоретических вопросов и практико-ориентированных заданий; темы бакалаврских работ. Данная матрица служит для контроля ГИА, анализа ее результатов и последующей корректировки. Разработанный формат государственной итоговой аттестации бакалавров по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» (профиль подготовки «Информационно-аналитическая деятельность») успешно апробирован в ходе ГИА выпускников.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, защита бакалаврской работы, государственный экзамен, профессиональные компетенции бакалавра, общекультурные компетенции бакалавра, предметно-деятельностный подход, практико-ориентированные задания.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 3) // «ГАРАНТ» : информ.-правовой портал. – URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97566/ (дата об¬ращения: 10.02.2015).
2. Основная образовательная программа высшего про-фессионального образования по направлению подготовки 071900 – Библиотечно-информационная деятельность, квалификация (степень) бакалавр, форма обучения очная, заочная / ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет культуры и искусств. – Кемерово, 2014. – URL: http://www.kemguki. ru/images/stories/prorector_po_Uchebnoi/OOP_Kemguki /01.09.2011/BID.pdf (дата обращения 10.02.2015).
3. Положение «Об итоговой государственной аттестации выпускников университета» (28.09.2012 № 34/01.08-08) / ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств». – Кемерово, 2012. – URL: http://www.kemguki.ru/images/stories/prorector_ po_Uchebnoi/DOCUMENT/2014_1/pl_itog_att.pdf (дата обращения 14.02.2015).
4. Выпускные квалификационные работы: стандарты Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» / разраб.: Н. И. Гендина, Н. И. Колкова ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2012. – 107 с.
5. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун [и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 2007. – 148 с.
6. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учеб. пособие. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Логос, 2012. – 280 с.
7. Дурнева Е. Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по Федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10 – С. 23–26. – URL: http://www.rae.ru/meo/?article_id=4114&op=show_article §ion=content (дата обращения 25.02.2015).
8. Новые результаты образования: технологии проектирования, измерения и оценки качества / Н. А. Трубицына, Н. А. Баранова, Т. М. Банникова, А. В. Глазкова. – Ижевск : Изд-во «Удмурт. ун-т», 2011. – 214 с. – URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/ handle/123456789/6653/201133-36.pdf?sequence=1 (дата обращения: 25.02.2015).
9. Измерение и оценка сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, обучающихся в условиях реализации ФГОС ВПО : науч.-метод. рекомендации / Г. М. Брагина, Н. Н. Григоренко, А. С. Двуреченская [и др.]. – Кемерово : Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2014. – 111 с.
10. Лазарева И. Н. Таксономический подход в проектировании личностно ориентированного интеллектуально-развивающего обучения // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. – URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/taksonomicheskiypodhodvproektirovaniilichnostnoorientirovannogo-intellektualnorazvi vayuschegoobucheniya (дата обращения: 15.04.2015).