25 февраля, 2013
В ноябре 2007 г. состоялись последние заседания диссертационного совета при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), г. Новосибирск, утвержденного приказом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1395-в, которому было разрешено принимать к защите кандидатские диссертации по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки; педагогические науки).
На заседания диссертационного совета было вынесено 5 диссертационных исследований: 2 – по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (исторические науки) и 3 – по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки).
В диссертации Дутова С. Ю. «Военное книгоиздание и книгораспространение в России в XVIII веке» на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Лютов Сергей Николаевич – главный научный сотрудник лаборатории книговедения Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук; ведущая организация: Федеральное государственное учреждение «Российская национальная библиотека» (РНБ), г. Санкт-Петербург; официальные оппоненты: Куприянова Татьяна Георгиевна – доктор исторических наук, профессор кафедры книговедения и пропаганды книги Московского государственного университета печати, г. Москва; Панченко Анатолий Михайлович – кандидат исторических наук, начальник научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела Новосибирского высшего военного командного училища (военного института) Министерства обороны РФ, г. Новосибирск): воссоздана исторически достоверная картина выпуска и распространения рукописных и печатных военных книг в XVIII в. и определены основные тенденции перспективного развития военно-книжного дела в России; выполнен статистический и тематический анализ репертуара печатной военной книги, установлены закономерности и особенности формирования отраслевого книжного массива в различные исторические периоды XVIII в.; обобщен опыт первых российских типографий по выпуску военных изданий, проанализированы предпосылки и условия формирования ведомственной полиграфической базы, выявлены особенности деятельности военных типографий по производству и реализации печатной продукции; определена специфика сосуществования рукописных и печатных военных книг в условиях расширения книгоиздательской практики; изучены специфика и масштабы военно-переводческой деятельности в XVIII в., определено ее влияние на авторское творчество представителей российской военной школы.
Предпринятое исследование восполняет пробел, существовавший в изучении истории русской военной книги. В диссертации определены ценностные ориентиры, обусловившие востребованность книги в интересах развития военного дела, обозначены основные периоды, отличающиеся своеобразием объективных и субъективных подходов к организации выпуска и использования военных изданий в практике воинской деятельности. Впервые исследованы проблемы формирования ведомственной полиграфической базы, сохраняющегося значения рукописных военных сочинений в условиях расширения военно-издательской деятельности, специфики военно-переводческой деятельности и ее влияния на формирование национальных авторских кадров.
Теоретическая значимость диссертации определяется системным подходом к изучению вопросов становления военного книгоиздания и книгораспространения в России в XVIII в. с учетом меняющихся социально-экономических и военно-политических условий. Авторская концепция базируется на совокупности аргументов, доказывающих, что становление военного книгоиздания и книгораспространения в России заняло вековой отрезок истории, в рамках которого шел сложный и противоречивый процесс формирования национальной военной книги как значимого социально-культурного явления.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования обобщенного опыта истории русской военной книги XVIII в. в лекционных и специальных курсах по истории книги и книжного дела, при подготовке учебных пособий по военной истории. Материалы исследования в части, касающейся взаимодействия государственных, ведомственных и частных структур в вопросах выпуска и распространения военной книги, являются актуальным историческим опытом для решения данной проблемы в современных условиях. Приложение диссертации, включающее перечень военных печатных изданий XVIII в., может составить самостоятельный раздел отраслевой библиографии.
Результаты диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих научных работ в области книговедения, отечественной истории, военной истории, культурологии. Обобщенные статистические сведения применимы в качестве справочного материала для историко-книговедческих исследований.
В диссертация Кибардиной Т. А. «Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII – первой половины XIX века» на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Дергачева-Скоп Елена Ивановна – заведующий кафедрой древних литератур и литературного источниковедения гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета; ведущая организация – Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная академия культуры и искусств»; официальные оппоненты: Зуев Андрей Сергеевич – доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, Вишнякова Наталья Владимировна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук): реконструирован фактический круг чтения современников XVIII – первой половины XIX в; прослежена динамика круга чтения в пределах отдельных групп читателей, дифференцированных по гендерному, возрастному, социально-сословному и географическому критериям; выявлены особенности отношения общества (в лице мемуаристов) к книге и чтению в XVIII – первой половине XIX в., определяемые как просветительские; cформулирован вывод о постепенном формировании единой системы чтения к середине XIX в. для читателей из аристократической среды, представителей среднего дворянства и разночинцев; установлено, что способы прочтения (совместные чтения и чтение индивидуальное) в различных субкультурных нишах имели общие черты и были генетически связаны с древнерусской традицией и идеалистическими концепциями европейского просвещения.
Изучение мемуарных материалов в целом позволило рассмотреть читателя как неотъемлемую (формирующую и формируемую) составляющую общественной жизни. Различные аспекты бытования книги, типы читателей и формы чтения, зафиксированные в отечественной мемуарной литературе, позволяют говорить об этом периоде как особом просветительском этапе книжной и читательской культуры русского общества. Впервые через личностное восприятие мемуаристов прослежена динамика отношений «читатель – книга», как единой системы в русском обществе XVIII – первой половины XIX в. Установлено, что круг чтения различных категорий читателей был довольно замкнутым (особенно аристократии); интеграция круга чтения аристократов, представителей среднего дворянства и других сословий осуществлялась благодаря образовательным учреждениям. Процесс, начавшийся с утверждения чтения как важного факта автобиографии человека на рубеже 1720–1730 гг., сопровождался сменой книжного репертуара от десятилетия к десятилетию, появлением новых групп читателей из непривилегированных сословий (к середине XIX в. устанавливается единый подход к системе чтения для всех групп читателей образованного русского общества), развитием системы книгораспространения (формирование библиотек, создание образовательных учреждений). Завершение этого процесса относится к середине XIX в., когда мемуарист-читатель осознает само чтение в качестве основы своего существования в обществе. В ходе исследования фрагментарно реконструирован фактический круг чтения различных категорий читателей.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии книговедческой методологии, основывающейся на комплексном подходе к изучению многоаспектного мемуарного материала о книге и читателе, что обеспечило целостное изучение разноаспектных проблем чтения в русском образованном обществе XVIII – первой половины XIX в.
Материалы диссертации используются при подготовке лекционных курсов по истории культуры и литературы (мемуаристика), книговедению для студентов вузов и слушателей учреждений системы дополнительного профессионального образования – в этом практическая значимость исследования. Упоминания о книгах, извлечённые из мемуаров и представленные в Приложении к диссертации, при тщательной сверке с книгоиздательскими каталогами и другими видами книговедческих источников, могут быть использованы для реконструкции наиболее полного круга чтения различных типов читателей и общества в целом XVIII – первой половины XIX в. Предложенный в диссертации комплексный подход к изучению книги и читателя на базе мемуарного источника может найти применение в частных историко-книговедческих исследованиях: по истории книги, чтения, библиотечного дела. Материалы работы могут быть использованы в научных исследованиях по истории отечественной культуры и литературы (мемуаристика), социологии литературы, истории журналистики и истории образования, культурологии, а также при подготовке учебных программ, учебно-методических пособий по книговедению, истории отечественной культуры для студентов гуманитарных факультетов университетов и учреждений системы дополнительного профессионального образования.
В диссертации Бобровой Елены Ивановны «Информационно-коммуникационные технологии в библиотеке вуза» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Пилко Ирина Соломоновна – заведующий кафедрой технологии документальных коммуникаций ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»; ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет»; официальные оппоненты: Бовтенко Марина Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент, директор информационной службы Новосибирского государственного технического университета; Редькина Наталья Степановна – кандидат педагогических наук, заведующий научно-технологическим отделом Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук): уточнено понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ); выявлена компонентная структура информационно-коммуникационных технологий и исследовано применение структурных компонентов ИКТ в деятельности библиотеки вуза; разработана технологическая модель библиотеки высшего учебного заведения на платформе информационно-коммуникационных технологий; проведен анализ способов и задач формирования информационно-коммуникационных компетенций библиотечного персонала и пользователей вузовских библиотек; cоздана модель подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства в условиях применения ИКТ.
Диссертантом определено, что в широком значении информационно-коммуникационные технологии – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов в целях оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных в целях поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей пользователей. Обосновано, что компонентная структура ИКТ в технологической модели вузовской библиотеки включает технические (аппаратные, коммуникационные) и программные средства, информационные и кадровые ресурсы, нормативную базу, а также информационные продукты и услуги, которые представлены на информационном рынке. Установлено, что в условиях внедрения ИКТ в библиотеке вуза сохраняется содержание производственных библиотечных процессов (комплектования, обработки, обслуживания и других), но изменяются алгоритмы их реализации. Таким образом, обеспечивается преемственность в применении традиционных, автоматизированных и информационно-коммуникационных технологий.
Впервые предложена модель подсистемы нормативно-методического обеспечения библиотечного производства в условиях применения информационно-коммуникационных технологий и обоснованы перспективы технологического развития библиотек вузов в условиях создания единого информационно-образовательного пространства. Применение ИКТ ориентирует на потребность включения в модель подсистемы нормативно-методического обеспечения новых регламентов работы, пристального внимания к повышению уровня информационной компетентности библиотечного персонала и пользователей, стратегического планирования, внедрения системы менеджмента качества для совершенствования подсистемы управления и контроля качества работы библиотеки вуза.
Внедренные в практику технологическая модель библиотеки вуза, модель нормативно-методического обеспечения позволят совершенствовать управление деятельностью библиотек в условиях применения информационно-коммуникационных технологий. В библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств под руководством автора генерируются зарегистрированные в «Информрегистре» базы данных («Публикации преподавателей», «История вуза», «Дипломные работы студентов»); осуществляется автоматизация внутрибиблиотечных процессов, открыт доступ к электронному каталогу на веб-сайте библиотеки; разработан «Путеводитель по электронным ресурсам библиотеки», создан «Сводный каталог: издания на CD-ROM в библиотеках гг. Кемерово, Новокузнецк.
Материалы исследования используются в учебном процессе Кемеровского государственного университета культуры и искусств при подготовке специалистов в области библиотечно-информационной деятельности – в дисциплинах профессионального и специального циклов – «Введение в компьютерные технологии», «Справочно-поисковый аппарат», «Информатика».
Технологическая модель библиотеки вуза и модель нормативно-методического обеспечения могут быть применены для совершенствования деятельности библиотек вузов на платформе ИКТ. Предложения и рекомендации могут быть использованы руководителями библиотек вузов для принятия управленческих и стратегических решений, выработки политики финансирования и развития библиотек, определения нормативов их ресурсного обеспечения.
В диссертационном исследовании Крук Н. В. «Модель современной школьной библиотеки» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной библиографии Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук; ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств», г. Улан-Удэ; официальные оппоненты: Кожевникова Лариса Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук; Стародубова Галина Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии документальных коммуникаций Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств): установлены и конкретизированы представления о специфике и социальной значимости деятельности школьных библиотек в условиях современных социально-экономических трансформаций; разработаны рекомендации по совершенствованию деятельности школьных библиотек на основе изучения материалов паспортизации школьных библиотек Центрального района г. Новосибирска; установлены ожидания читателей в результате исследования чтения современных школьников, определены возможности школьных библиотек; построена медиальная модель современной школьной библиотеки, определены параметры ее успешного функционирования.
Диссертационное исследование расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в формировании информационно-компетентной личности: обучение учащихся овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно освоению навыков работы с любой информацией, т. е. формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
Уточнены понятия «образовательная среда» как система условий формирования личности, «модель» как средство познания; введено понятие «медиальная модель» как информационно-образовательная среда, объединяющая идею коммуникации ресурсов и процессов библиотеки.
Выявлена специфика и определена социальная значимость деятельности библиотек образовательных учреждений в условиях современных социально-экономических трансформаций. Школьная библиотека рассматривается как информационно-библиотечная среда, систематизирующая имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности, обеспечивающая открытый доступ к информации, формирующая информационную культуру всех участников образовательного процесса, предоставляющая комфортные условия для их самостоятельной работы. Определено, что более полному удовлетворению информационных потребностей и интересов обучающихся способствует социальное партнерство муниципальных и школьных библиотек, позволяющее создать единое информационно-образовательное пространство.
Впервые предложена медиальная модель современной школьной библиотеки, как модель информационно-образовательной среды, функционирующая на основе коммуникации ресурсов и процессов, обладающая совокупностью свойств: гармоничным сочетанием традиционных и электронных носителей информации, внедрением новых информационных технологий; наличием современной системы поиска информации; возможностью удовлетворения информационных потребностей пользователей в соответствии с гендерными психологическими особенностями, обеспечения и поддержки детского и подросткового чтения, развития творческих способностей школьников, их информационных умений и навыков.
Конечным результатом функционирования модели библиотеки общеобразовательного учреждения определен показатель качества образования – формирование ключевых компетенций пользователей школьной библиотеки: учащихся и педагогов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложенные в диссертации выводы и предложенные рекомендации по использованию библиотечно-информационных ресурсов школьных библиотек, организации библиотечного обслуживания детей и подростков могут быть использованы органами управления образованием при разработке модельных стандартов деятельности школьных библиотек. Материалы работы могут быть применены в процессе преподавания ряда дисциплин библиотековедческого профиля в колледжах и вузах, осуществляющих подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.
В диссертационном исследовании Чуриковой И. Н. «Формирование компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Паршукова Галина Борисовна – заведующий отделом научной библиографии Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук; научный консультант – кандидат педагогических наук, доцент Яроцкий Александр Петрович – доцент кафедры «Информационные системы в экономике» в Алтайском государственном техническом университете, г. Барнаул; ведущая организация: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»; официальные оппоненты: Бобров Леонид Куприянович – доктор технических наук, профессор кафедры экономический информатики, проректор по международным связям Новосибирского государственного университета экономики и управления; Федотова Ольга Павловна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук): обоснованы необходимость и целесообразность создания модели компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста; проведен анализ социальной группы – библиотекари – с точки зрения теории стратификации, что позволило системно рассмотреть формирование компьютерной компетентности современного библиотечного специалиста; конкретизированы общетеоретические представления о формировании компьютерной компетентности библиотекаря-профессионала в условиях перехода библиотек на автоматизированную (контролирующую) технологию; уточнены понятия «компетентность библиотечного специалиста» и «компьютерная компетентность библиотечного специалиста»; разработана модель компьютерной компетентности современного библиотекаря.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в ходе работы установлено, что дуальный характер компьютерной деятельности библиотекаря-профессионала в рамках компьютерных технологий требует специфических компетенций библиотекарей на стыке ключевых компетенций личности и профессиональной компетентности. Особенность компьютерной компетентности библиотечного специалиста выражается в содержании процедурных знаний современной компьютерной техники, основной акцент которых делается на знание системы автоматизации библиотечно-информационных процессов. Впервые предложена концептуальная модель формирования компьютерной компетентности библиотекарей, которая включает в себя: библиотечного специалиста (как субъекта овладения компьютерной техникой); компьютерную технику (как объект данного вида деятельности и как средство овладения); условия взаимодействия субъекта и объекта; цель, мотивы, методы овладения компьютерной техникой библиотечным специалистом. Элементная модель компьютерной компетентности включает две взаимосвязанные подсистемы: компетентность в области аппаратного обеспечения и компетентность в области программного обеспечения. Каждая из подсистем имеет четыре уровня: знания-знакомства; знания-копии; знания-действия и знания-трансформации. Доказано, что компьютерной компетентности библиотечного специалиста как открытому системному объекту присуще взаимодействие с другими компетентностными системами личности: коммуникативной, социальной, профессиональной. С этой позиции ряд внешних факторов – уровень развития информационных технологий и компьютерной техники, экономическая среда, конкурентное поле, профессиональное сообщество, состояние информатизации системы высшего профессионального образования, уровень информационной подготовки в системе общего среднего образования – влияют на компьютерную компетентность современного библиотечного специалиста.
Практическая значимость работы состоит в том, что: на базе созданной модели компьютерной компетентности разработан, апробирован и внедрен метод формирования навыков использования систем автоматизации библиотечных процессов библиотекарями-профессионалами средствами редактора «Visual Basic»; разработана, апробирована и внедрена педагогическая технология подготовки библиотекарей к созданию и использованию статистических данных библиотечных процессов в среде MS Office Excel; обобщен педагогический опыт автора по реализации навыков использования систем автоматизации библиотечных процессов в процессе подготовки студентов на факультете информационных ресурсов и дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств; cозданы и используются в учебном процессе на факультете информационных ресурсов и дизайна Алтайской государственной академии культуры и искусств авторские программы по курсам «Информатика», «Технические средства библиотечно-информационной деятельности», «Эргономика», «Сетевые технологии».
Проанализированный опыт подготовки библиотечных специалистов, как подход к повышению эффективности процесса формирования компьютерной компетентности библиотекаря-профессионала, предложения и рекомендации могут быть использованы руководителями библиотек при организации обучающих мероприятий в области применения компьютерных технологий. Материалы исследования могут быть востребованы при разработке учебных курсов, учебно-методических пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», а также в учреждениях системы дополнительного профессионального образования.
Это последние защиты диссертаций, проведенные на заседаниях диссертационного совета, утвержденного ВАК в 2000 г.
Поздравляем соискателей, научных руководителей с успешной защитой кандидатских диссертаций!
16 ноября 2007 г. утвержден новый состав диссертационного совета при ГПНТБ СО РАН, который начнет свою работу уже в 2008 г.
Артемьева Е. Б. – канд. пед. наук, ученый секретарь диссертационного совета