Вы находитесь здесь:
Вебинар «Книга, библиотека и медиа в ретроспективе и современной проблематике»
3 июня 2020 г.
Медиа как многоаспектный феномен, имеющий сложную и противоречивую природу, сопровождают человечество на протяжении всей истории. Они прошли сложный путь эволюции, постоянно совершенствуясь, развиваясь технологически, социально и культурно расширяя свое влияние на социум в целом и на каждого человека в отдельности. Сегодня мы переживаем очередную трансформацию медийной природы книги, связанную с появлением новых характеристик, совершенно не свойственных ей ранее: гипертекстовости, многоформатности, мультимедийности, глобальности, мобильности, изменчивости. Вместе с книгой модифицируется издательская практика, видоизменяется книжная дистрибуция, расширяются читательские практики. Появляются новые феноменальные возможности воспроизводства, репродуцирования, фиксации книги. Со-временному читателю книга становится доступной в любых форматах (традиционный, цифровой, аудио).
В условиях обостряющейся конкуренции между различными медиа за свободное время потребителей традиционная книга продолжает терять свои лидерские позиции. Со временем меняется и роль библиотек, поэтому очередной вебинар из серии «Библиосфера: новые форматы» мы решили посвятить вопросам многообразия проявления книги как медиа во всех ее аспектах и моделях. Избыточность и насыщенность медиапотребления, многоканальность и непредсказуемость медиасреды, скорость технологических прорывов и изменений современных медиа, к числу которых мы относим традиционные институты книги и библиотеки, требуют от нас та-кой же быстрой, адекватной, своевременной и точной оценки происходящих перемен. Именно это демонстрируют участники онлайн-встречи, предлагая собственное понимание медийной природы книги и библиотеки в ретроспективе и в современной проблематике.
Программа вебинара:
Вера Юрьевна Баль (Томск, Россия) «Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал – новые форматы медиапространства»
Татьяна Борисовна Кавалерчик (Южно-Сахалинск, Россия) «Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки»
Галина Михайловна Агеева (Саранск, Россия) «Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия»
Ирина Владимировна Лизунова (Новосибирск, Россия) «Трансформация книги в условиях медийных революций»
Свистунов Александр Станиславович (Ташкент, Узбекистан) «Клипы и комиксы как основа привлечения детей к современным сказкам»
3 июня 2020 г.
Эксперты
Вера Баль (Томск, Россия) – канд. филол. наук, доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования; филологический факультет ТГУ
Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал – новые форматы медиапространства
«Современные аудиоформаты: аудиокнига, аудиосериал и аудио-подкаст в последние годы приобрели большую популярность и востребованность у потребителей. Аудиопродукты современного рынка отражают тенденции развития аудиолитературы в текущих медийных условиях. Популярность аудиопродуктов напрямую зависят от аудиочтения. Аудиочтение – это современная модификация слухового чтения, читательская практика, обусловленная качественными изменениями материально-технической базы и для создания аудиозаписей, и для их тиражирования и использования. Анализ аудиоформатов в информационном, социокультурном и когнитивном аспектах современного медиапотребления позволяет выявить новые редакторские подходы работы с аудиотекстами. В настоящее время намечается переход от озвучивания печатных текстов к созданию текстов специально для озвучивания; наблюдается сокращение ро-манной формы, все большую популярность приобретают рассказы; редакторская обработка аудиокниг и аудиосериалов требует опоры на принципы саунд-дизайна; редакторская и режиссерская задача при подготовке аудиоподкастов связана с композиционным выстраиванием нескольких голосов рассказчиков, организующих единое идейно-тематическое поле».
Татьяна Кавалерчик (Южно-Сахалинск, Россия) – глав. библиотекарь отдела комплексного библиотечного обслуживания СахОУНБ
Информационная культура и медиаграмотность в структуре культурно-образовательной деятельности библиотеки
«В связи с активным расширением медиасреды, конвергентными процессами, протекающими в современном социокультурном пространстве, возникает необходимость в создании информационно-образовательных площадок для формирования информационной культуры населения и, в частности, детей школьного возраста. Одной из таких площадок стала Сахалинская областная универсальная научная библиотека. Среди детей среднего и старшего школьного возраста в библиотеке были апробированы интерактивные уроки курса «Информационная куль-тура в изучении литературы родного края», разработана программа раз-вития Центра информационной и цифровой культуры СахОУНБ, призванного содействовать решению проблемы формирования информационной культуры подрастающего поколения».
Смотреть презентацию
Ссылка на видео
Галина Агеева (Саранск, Россия) – докт. культурологии, доцент МГУ им. Н. П. Огарева
Литблоги и подкасты как форматы книжного медиабытия
«Специализированные литературные блоги и подкасты влияют на виртуализацию читательских практик, изменение представлений о книге в медиасреде и в целом на медиатизацию российской книжной культуры. Цифровые технологии трансформируют книжную культуру. Какова специфика изменений и можно ли в условиях конвергенции традиционализма с новой культурной реальностью сохранить ключевые смыслы отечественной книжной культуры? Рассмотрим аспекты фиджитализации и диджитализации книги, ее укорененность в медиапространстве и потребность в медиаподдержке. Сравним популярные читательские интернет-сервисы и медиапроекты по популяризации чтения!
Современное читательское бытие невозможно представить вне медиасреды и блогосферы прежде всего из-за их высоких коммуникативных возможностей. Книжные сервисы предоставляют виртуальную площадку для обсуждения прочитанного, инициируя диалог. Блоги являются одним из востребованных и эффективных инструментов ориентации в литературном процессе и развития книжной коммуникации. Блогосфера меняет ракурс восприятия книжной культуры, предлагает нестандартные подходы к ее осмыслению».
Смотреть презентацию
Ссылка на видео
Ирина Лизунова (Новосибирск, Россия) – докт. ист. наук, главный научный сотрудник, зав. лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН, зам. главного редактора журнала «Библиосфера», координатор конкурса «Книга го-да: Сибирь-Евразия»; организатор вебинаров «Библиосфера: новые форматы»
Трансформация книги в условиях медийных революций
«Книга, будучи медиа, меняет свою физическую природу: формат, способы фиксации, воспроизводства и репродуцируемости в зависимости от коммуникационных потребностей, технологических возможностей и пространственно-временных характеристик (хронотопа) социума. Эти характеристики сближают книгу с другими типами медиа: речевыми, письменными, электронными. Масштабные перемены природы книги происходили в условиях четырех медийных революций. Первая медиареволюция была обусловлена возникновением речи; вторая – зарождением письменности; третья – изобретением книгопечатания в XV в. – это медиареволюция.
Сегодня мы наблюдаем четвертую – цифровую – одну из самых кардинальных медиареволюций в истории человечества. Эта революция не сопоставима с предыдущими по скорости распространения и влияния на трансформацию книги: видоизменяются форматы книги, формируются новые уникальные сегменты книжного рынка, расширяются и усложняются практики медиапотребления, возникают и развиваются новые медийные компетенции у всех участников кодирования, медиации и раскодирования текстов. В цифровое пространство уходит не только сама книга, но и существующая вокруг книги коммуникационная среда, формируется ее новая инфраструктура.
Книга, являясь одной из старейших форм медиа, в ходе медийных революций трансформировалась сама, модифицировала социум и пространство вокруг».
Смотреть презентацию
Ссылка на видео
Александр Свистунов (Ташкент, Узбекистан), писатель-фантаст
Клипы и комиксы как основа привлечения детей к современным сказкам
«К счастью или к сожалению, но в нашей стране не было такого бума комиксов, как на Западе. С одной стороны, мы упустили из виду потрясающее искусство и только сейчас начинаем наверстывать упущенное; с другой – у нас нет и проблем, связанных с пристрастием детей к комиксам. В США, например, выяснили, что миллионы граждан попросту не могут сосредоточиться на чтении обычных книг, потому что привыкли к комиксам. Есть мнение, что комиксы способствуют снижению концентрации внимания. А если предлагать вместо комиксов – сказки? Но сначала – через игры. Партнеры по IT проектам – компания «АМАЙЯСОФТ» – внедряют новые технологии в сказки, интерактив (медиапродукты). «Амайясофт» – пример компьютерных игр-сказок. Вот она, новая медийность на компьютерном виртуальном поле. Здесь и развивающие игры, и дистанционное обучение и, наконец, игры- сказки».
Семинар получил благожелательные отзывы у отечественных и зарубежных коллег и был результативным с точки зрения междуна-родной деятельности. Итогом вебинара стал продуктивный обмен опытом и установление контактов между библиотеками, авторами и издательствами, договоренность о традиционном ежегодном издании выпуска журнала «Библиосфера», посвященного обсуждаемым вопро-сам книги, библиотеки и медиа в ретроспективе и современной про-блематике.
Материал подготовлен Лизуновой И.В.