Вы находитесь здесь:
Вебинар «Книжное детство: вызовы современности»
Современное издание книг для детей и детское чтение определяет реальное состояние книгоиздания и чтения в любой стране. Будущее формируется детскими издателями, книготорговцами, библиотекарями, учителями, современной библиосферой, определяется теми действующими книжно-культурными коммуникациями (сформированными и зарождающимися в эпоху цифровых технологий и онлайн-компетенций), во взаимодействии с которыми развивается отдельно взятый ребенок и общество в целом.
Тематика книжного детства вызвала большой интерес у участников, поскольку является достаточно многогранной и важной для общества, для будущего любой страны. В работе вебинара приняли участие ученые и книжники-практики Беларуси, Германии России, Казахстана, Канады, США, Узбекистана. Обсуждались проблемы издания книг и доступности качественной литературы для подрастающего поколения, всестороннего развития, приобщения детей к книжной культуре через книгу и чтение, через сформированные у них новые цифровые компетенции. Речь шла о государственной поддержке детских книгоиздателей, писателей, о переводной литературе и новых современных возможностях популяризации детских авторов, книг и чтения, о мощной конкуренции со стороны визуальных и онлайн-медиа, об опыте решения вопросов детского духовного воспитания юношескими и детскими библиотеками разных стран, о формировании у детей навыков к чтению, новых цифровых компетенций, способных привить любовь к книге.
Программа вебинара:
26 мая 2020 г.
Ирина Владимировна Лизунова (Новосибирск, Россия) «Детское книгоиздание на пороге перемен»
Наталья Андреевна Эйхвальд (Москва, Россия) «’’КомпасГид’’ на карантине»
Елена Нальевна Савенко (Новосибирск, Россия) «Детско-юношеский самиздат XXI в.»
Ирина Сергеевна Трояк (Новосибирск, Россия) «Краеведческая литература для детей в Сибири и на Дальнем Востоке: основные виды и тематика изданий (2001-2019 гг.)»
Ольга Николаевна Альшевская (Новосибирск, Россия) «Книгораспространение детской литературы в провинции»
Антон Сергеевич Метельков (Новосибирск, Россия) «Литературно-художественные журналы для детей»
27 мая 2020 г.
Бюлент Йылмаз (Анкара, Турция) «Продвижение чтения среди детей дошкольного возраста и роль региональных библиотек»
Светлана Вениаминовна Павленко (Эдмонтон, Канада) «Детская книга в Канаде: си-стема производства и продвижения»
Келли Херолд (Айова, США) «Интерсекциональность: американский подростковый роман в 2010-х гг.»
Ольга Борисовна Бухина (Нью-Йорк, США) «Детская литература XXI века. Ключевое слово: разнообразие»
28 мая 2020 г.
Звайда Бихеновна Утешева (Уральск, Казахстан) «Проекты продвижения чтения в детскую среду: из опыта работы библиотеки»
Виктория Владимировна Королева (Минск, Беларусь), Ольга Сергеевна Вовк (Минск, Республика Беларусь) «Фестиваль «Город и Книги» — детско-подростковый аспект»
Ирина Евгеньевна Яциневич (Новосибирск, Россия) «Книжное детство Франции»
Элоди Маланда (Мюнхен, Германия) «Международная юношеская библиотека. Как построить мост между разными культурами с помощью книги»
Евгения Владимировна Пшеничная (Новосибирск, Россия) «Книжное детство: перспективы развития»
26 мая 2020 г.
Эксперты
Ирина Лизунова (Новосибирск, Россия) – докт. ист. наук главный научный сотрудник, зав. лабораторией книговедения ГПНТБ СО РАН, зам. главного редактора журнала «Библиосфера», организатор и эксперт конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия»; организатор вебинаров «Библиосфера: новые форматы»
«Детское книгоиздание на пороге перемен»:
«На рубеже ХХ–ХХI вв. появилась масса издательств, ориентированных на выпуск книжной продукции для детской аудитории, и практически все они оказались сконцентрированы в европейской части страны: «Детская литература» (первое и старейшее в России специализированное детское издательство, создано в 1933 г., Москва); «Самовар» (создано в 1990 г., Москва); «Карапуз» (2000 г., Москва); «Стрекоза-Пресс» (2001 г., Москва); «Самокат» (2003 г., Москва); «Лунный аист» (Москва); «Розовый жираф» (2007 г., Москва), «КомпасГид» (2008 г., Москва); «Пешком в историю» (2010 г., Москва) и другие. А такие универсальные издательские холдинги, как «АСТ» (1990 г., Москва), «ЭКСМО» (1991 г., Москва), и «Вече» (1991 г., Москва) выпускают в числе прочих целевых изданий широкий ассортимент книг для детей до 16 лет. В России по-прежнему сохраняется моноцентризм рынка книгоиздания. Число книг, изданных за Уралом для подрастающего поколения сибиряков, остается крайне низким: 10–40 названий в год. Тем не менее региональная детская книга востребована юным читателем. Провинциальное детское книгоиздание нуждается в инвестициях и поддержке со стороны государства и профессионального книжного сообщества».
Наталья Эйхвальд (Москва, Россия) – исполнительный директор издательства «КомпасГид»
«’’КомпасГид’’ на карантине»:
«Книги издательства «КомпасГид» – это замечательно оформленные и хорошо изданные книги для детей и подростков, говорящие честно и интересно о самых сложных темах, рассказывающие о жизни сверстников в разных уголках мира, разрушающие стены непонимания и внутренней глухоты.
История с карантином сильно изменила мир. Тем не менее и на карантине мы продолжаем работать для думающего подростка. Радостно, что профессиональное сообщество старается держаться вместе. В онлайн-пространстве происходит консолидация литературных сил. Мир вернется на свои места. «КомпасГид» старается держаться».
Елена Савенко (Новосибирск, Россия) – канд. ист. наук ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН
«Детско-юношеский самиздат XXI в.»
«В XXI в. произошла существенная трансформация детско-юношеского самиздата: произошел бурный рост количества самодеятельных изданий, выпускаемых детьми и подростками, разнообразнее стали типо-видовые и содержательные характеристики изданий для детей и подростков. Стремительное развитие новых информационных технологий вызвало появление новых форм детского самиздата: сетевых журналов, онлайн-блогов юных авторов. В новом тысячелетии детско-юношеский самиздат является активно развивающейся и востребованной частью информационного пространства».
Ирина Трояк (Новосибирск, Россия) – канд. ист. наук ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН
«Краеведческая литература для детей в Сибири и на Дальнем Востоке: основные виды и тематика изданий (2001–2019 гг.)»
«Основные виды краеведческих изданий для детей – учебники и учебные пособия, представляющие литературное, естественно-научное и историческое краеведение в рамках школьной программы; путеводители по городам или областям, а также местным музеям; научно-популярные книги и брошюры, рассказывающие об отдельных страницах истории края, его природе и традициях, проживающих на его территории народов».
Ольга Альшевская (Новосибирск, Россия) – канд. ист. наук ведущий научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН
«Книгораспространение детской литературы в провинции»
«Детская книга является значимым (вторым по величине после художественной литературы) и постоянно растущим сегментом российского книжного рынка. На региональном уровне детская книга широко представлена всеми книгораспространительными каналами. Доля детской литературы в книжном ассортименте торговой сети составляет около 23%. В обороте региональных книжных сетей («ПродаЛитЪ», Иркутск, 1996 г., 53 магазина; «Мирс», Хабаровск, 1992 г., 63 магазина) детская книга занимает около 30%. В последние годы в регионе стали появляться малоформатные независимые книготорговые предприятия: «Перемен» (Новосибирск, 2014), «Бакен» (Красноярск, 2013), «Федормихайлович», «Корнейиванович» (Красноярск, 2014–2016), «Кукуля» (Иркутск, 2016), «Читаллино» (Якутск, 2018), «Knijkikids» (Якутск, 2019), «Бархатята» (Петропавловск-Камчатский, 2018). Большое значение в продвижении детской книги в Сибири и на Дальнем Востоке играют книжно-ярмарочные проекты. Наиболее успешные из них – Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК, 2007-2017), Иркутский международный книжный фестиваль (ИМКФ, 2017), «Книжная Сибирь» (Новосибирск, 2018)».
Антон Метельков (Новосибирск, Россия) – младший научный сотрудник лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН, член Союза писателей России, соредактор литературного журнала «Реч#порт» (Новосибирск), куратор культурной программы фестивалей «Книжная Сибирь» и «Белое пятно», организатор Студии–312 и литературного семинара «Третья столица».
«Литературно-художественные журналы для детей»
«Особенности детского литературно-художественного журнала:
- первостепенная важность художественного оформления, сотворчество писателя и художника;
- наличие интерактивной составляющей (загадки, игры, конкурсы, поделки, письма читателей и т. д.), близкий контакт с читателем, преодоление границы «ребенок/взрослый»;
- демонстрация гибкого и удивительного мира, соразмерного юному читателю;
- площадка для публикации детских текстов взрослых авторов, «писательская школа» («для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше!»)».
Смотреть презентацию
27 мая 2020
Эксперты
Бюлент Йылмаз (Анкара, Турция) профессор, преподаватель, специалист по библиотековедению и детскому чтению Университета Хаджеттепе (Анкара, Турция)
«Продвижение чтения среди детей дошкольного возраста и роль региональных библиотек»
Самый главный фактор, влияющий на привлечение детей к чтению, – это семья, родители. Следующие по важности факторы – образовательные и культурные учреждения, библиотеки, издательская индустрия, средства массовой информации, политическая структура страны. У каждой страны должна быть своя стратегия приобщения детей к чтению.
Нужно сделать все, чтобы ребенок читал с удовольствием.
Сегодня появилось новое поколение читателей – «Поколение Z», которое родилось и живет в цифровой среде. Необходимо учитывать их читательские интересы и цифровые умения… После пандемии изменится роль библиотек в продвижении чтения. Возможно, в их работе появятся новые цифровые услуги».
Светлана Павленко (Эдмонтон, Канада) – общественный и научный деятель, исполнительный директор центра по работе с пожилыми людьми (JDIC Seniors’ Centre: Edmonton, Alberta, Canada)
«Детская книга в Канаде: система производства и продвижения»
«Каким образом литературные традиции складывались в Канаде? Как две культуры: англоязычные и франкоязычные, влияют на систему производства и продвижения детской книги в Канаде… Начиная с 1977 г. в стране проходит Неделя канадской детской книги, что позволяет всей стране приобщиться к миру детской литературы. Очень часто это мероприятие, в котором участвуют более 30 000 человек, является единственной возможностью сообществам и жителям отдаленных канадских регионов познакомиться с новинками и авторами детских книг.
Современная система общественных библиотек в Канаде сформировалась в середине ХХ в. Их финансирование идет из федерального, регионального и муниципального бюджетов. В Канаде есть острая необходимость в доступе к онлайн-ресурсам библиотек».
Доцент факультета «Русский язык и литература», преподаватель русского языка и литературы
«Интерсекциональность: американский подростковый роман в 2010-х гг.»
Хочу поговорить о самых новых американских романах. Но в начале поговорим об истории жанра. Первый роман для подростков США –«Изгой», был издан в 1967 г. В этом романе герой из рабочих живет в штате Оклахома. Самая главная проблема романа – групповое насилие. Как жить подростку в таких условиях? Другие проблемы тинейджеров также обсуждаются в романах для детей: школьный буллинг, религиозное, сексуальное насилие, самоубийство. Проблемы романов этого жанра типичны, а герои хотят понять, как им жить дальше?»
Переводчик с английского, более 20 книг для детей и подростков, исторических романов; автор статей и книг
«Детская литература XXI века. Ключевое слово: разнообразие»
«Детская книга в Америке – это огромная индустрия, которая чутко прислушивается к покупателю. А покупатель хочет разнообразия Американская литература при всем ее разнообразии невероятно англоцентрична. Скажу смешную фразу: американцы умеют читать по-английски. Америка получила в дар огромное количество детских книг и сформировала свой путь».
28 мая 2020
Эксперты
Звайда Утешева (Уральск, Казахстан) – директор Западно-Казахстанской областной библиотеки для детей и юношества им. Хамзы Есенжанова
«Проекты продвижения чтения в детскую среду: из опыта работы библиотеки»
«Особое место в профессиональной деятельности занимают творческие программы «Радостное чтение», «Библиотека – детям-инвалидам», «Материнское чтение», «Библиотека как центр экологической культуры», «Молодежь и XXI век», «Алақай, жаз!». Для культурной жизни области стало привычным, что на базе библиотеки систематически проводятся разноплановые мероприятия, популяризирующие чтение».
Виктория Королева (Минск, Беларусь), Ольга Вовк (Минск, Беларусь) – создатели проекта «ЗаЧтение» и фестиваля «Город и Книги»
«Фестиваль «Город и Книги»: детско-подростковый аспект»
«В нашей стране сохранилась система детского чтения. Мы представляем вузовскую библиотеку. В 2014 г. родился наш проект популяризации современной детской книги «ЗаЧтение». Мы расскажем о своем уникальном опыте продвижения детского чтения в научной библиотеке».
Один из российских журналов назвал В. Королеву и О. Вовк «пламенными моторами детской книжной культуры Беларуси».
Ирина Яциневич (Новосибирск, Россия) – директор Альянс Франсез –Новосибирск
«Книжное детство Франции»
«Ассоциация детских библиотек во Франции существует с 1907 г. Однако активное развитие библиотечного детского чтения началось в стране только во второй половине ХХ в. Специализированных детских библиотек во Франции не существует. Может быть, это и к лучшему: семья, придя в библиотеку, может подобрать книги сразу же для всех, от мала до велика.
Первая задача детских библиотек – это организация чтения, вторая – приспособление к цифровой действительности, а также социальная адаптация новых граждан Франции, их интеграция во французскую культуру, в том числе и через чтение.
Французские дети любят читать комиксы. И не только их.
Новосибирский Альянс Франсез активно организует общение с французскими писателями. Надеемся на новые встречи с детскими авторами в Новосибирске, в том числе и на фестивале “Книжная Сибирь”».
https://www.afrus.ru/ru/novossibirsk
Элоди Маланда (Мюнхен, Германия) — специалист по образовательным программам Международной молодежной библиотеки Германии (Мюнхен), доктор наук. Ее научная работа «Африка в детских романах Франции и Германии (1991–2010). Ловушки благих намерений», была опубликована французским научным издательством Honoré Champion.
«Международная юношеская библиотека. Как с помощью книги построить мост между разными культурами»
Целью международной юношеской библиотеки является наведение мостов между разными культурами при помощи книг и чтения. Международная юношеская библиотека в Мюнхене – одна из самых больших библиотек для юных читателей в мире. Ее фонд насчитывает около пяти миллионов книг на 240 языках для детей и подростков. При этом большую роль в деятельности библиотеки играют интернационализация и интеркультуризация».
Э. Маланда сделала экскурс в историю и философию юношеской детской библиотеки Германии. Рассказала о значимых проектах для детей, с помощью которых строятся коммуникации и взаимопонимание между людьми разных культур.
Евгения Пшеничная (Новосибирск, Россия) – помощник директора по международным связям ГПНТБ СО РАН; соорганизатор вебинаров «Библиосфера: новые форматы»
«Книжное детство: перспективы развития»
Тема детской книги и детского чтения вызывает неизменно большой интерес в исследовательской среде, так как детская литература помогает нашим детям увидеть мир с разных сторон и выстроить свои отношение к реальному миру, путем сопереживания или подражания литературным героям.
Первый вебинар «Книжное детство: вызовы современности», организованный ГПНТБ СО РАН, со-брал вместе самых разных специалистов с обеих частей света. При составлении программы мы старались учитывали возможность рассмотреть проблемы «книжного детства» с разных сторон: начиная от авторского замысла и издательских производственных процессов до практической работы с книгой в библиотеках. Три дня работы семинара позволили нам познакомится с детскими издателями, писателями, переводчиками детских книг, исследователями детского книгоиздания и книгораспространения, узнать о лучших библиотечных практиках популяризации чтения среди детей и подростков в России, Казахстане, Беларуси, Франции, США, Германии и Канаде.
Подводя итоги участники вебинара обратили внимание на необходимость дальнейшего сотрудничества специалистов книжного сообщества для решения общих ключевых проблем современного книжного детства по приобщению детей к книге и чтению.
Материал подготовлен Лизуновой И.В.